НКО призывают упростить процедуру признания их исполнителем общественно полезных услуг

Aнуш Сoгoмoнян

  Elnur/   Shutterstock.com

С 1 янвaря 2017 гoдa сoциaльнo oриeнтирoвaннaя нeкoммeрчeскaя oргaнизaция мoжeт быть признaнa испoлнитeлeм oбщeствeннo пoлeзныx услуг (дaлee – ИOУП, п. 1 ст. 31.4 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ). Статус ИОУП позволяет НКО рассчитывать на государственные субсидии, предоставляемые на срок не менее двух лет, а не на год, как это предусмотрено для социально ориентированных некоммерческих организаций (п. 5 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Для получения статуса ИОУП некоммерческая организация должна представить в Минюст России заключения ряда федеральных органов исполнительной власти о соответствии качества оказываемых ею услуг установленным критериям (постановление Правительства РФ от 26 января 2017 г. № 89 «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг» (далее – постановление № 89). В перечень органов власти, осуществляющих эту оценку, в частности, входят Минтруд России, Минобрнауки России, Минздрав России и т. д. Однако по данным экспертов, ни один из ответственных органов до   сих пор не   разработал регламенты взаимодействия с   некоммерческими организациями и заключения практически не выдает. К примеру, на расмотрении у Минтруда России сейчас находятся 17 заявлений о выдаче заключения.

В связи с этим Минюст России разработал проект федерального закона1, которым предлагается наделить полномочиями по присвоению НКО статуса ИОПУ региональные власти. Законопроект обсуждался в рамках «нулевого чтения» в ОП РФ с участием экспертов и представителей НКО.

В каком объеме заказчики обязаны осуществлять закупки у социально ориентированных некоммерческих организаций? Узнайте из материала «Субъекты малого и среднего предпринимательства» в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки». Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

По мнению директора Департамента по   делам некоммерческих организаций Минюста России Владимира Титова, эта ситуация сложилась в первую очередь потому, что в процедуру признания некоммерческих организаций ИОПУ включены федеральные органы власти, которым приходится в рамках межведомственного взаимодействия направлять запросы в региональные органы ФНС России, Росреестра, Минюста России и т. д. «Необходимо как можно быстрее наделить региональные органы власти и   территориальные органы Минюста России полномочиями по получению организациями статуса исполнителя общественно полезных услуг. Тогда федеральные органы власти будут давать заключения в   отношении только общероссийских НКО»,   – отметил он.

С предложением передать субъектам Федерации полномочия по выдаче заключения о соответствии качества оказываемых НКО услуг согласилась также инициатор обсуждений законопроекта, член ОП РФ, директор Автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» (АСИ) Елена Тополева-Солдунова. При этом она считает необходимым утвердить единые требования к регламентам взаимодействия региональных органов власти с некоммерческими организациями по выдаче заключений.

Однако представители НКО в принципе не согласны с необходимостью получения дополнительных заключений о соответствии специальным критериям, требуя упрощенного порядка наделения некоммерческих организаций статусом ИОУП. Так, директор РБОО «Центр лечебной педагогики» Анна Битова считает, что существующий порядок обременяет добропорядочные организации лишней бюрократией.

«У нас есть образовательная и медицинская лицензии, мы входим в реестр поставщиков социальных услуг в соответствии с законодательством, сколько можно нас проверять?», – обратилась она к разработчикам законопроекта.

Как отметил Владимир Титов, все предложения экспертов будут учтены при доработке и внесении изменений в постановление № 89.