Новогодние подарки с логотипом компании можно отнести к расходам на рекламу

Eлeнa Пoпoвa

Экспeрты службы прaвoвoгo кoнсaлтингa ГAРAНТ рaзъяснили, чтo рaсxoды нa приoбрeтeниe пoдaркoв с лoгoтипoм фирмы oтнoсятся к рaсxoдaм нa рeклaму и включaются в цeляx нaлoгooблoжeния прибыли в сoстaв прoчиx рaсxoдoв в нормированном размере.

В рассмотренном примере организация планирует приобрести подарки для клиентов к Новому году с логотипом организации. Подарки будут передаваться клиентам не во время проведения официального мероприятия. В этой связи возник вопрос: можно ли стоимость данных подарков отнести к представительским расходам и учесть их в расходах при исчислении налога на прибыль?

В обосновании позиции эксперты напомнили, что в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов – экономически оправданных и документально подтвержденных (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса). Представительские расходы и расходы на рекламу относятся к прочим расходам налогоплательщика (подп. 22, 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Так, к представительским расходам относятся затраты, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В рассмотренной ситуации данный вариант исключен, следовательно затраты следует учитывать как рекламные расходы (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В свою очередь, расходы на рекламу делятся на ненормируемые и нормируемые (п. 4 ст. 264 НК РФ). Перечень ненормируемых рекламных расходов является закрытым (абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ). Затраты на приобретение (изготовление) подарков с логотипом не включены в число ненормируемых расходов, значит они относятся к нормируемым и признаются в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. При этом сверхнормативные рекламные расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются (п. 44 ст. 270 НК РФ).

Для документального подтверждения расходов при раздаче контрагентам подарков к праздникам следует оформить следующие документы:

  • приказ (распоряжение) руководителя организации о проведении мероприятия (рекламной акции, приуроченной к празднику) и назначении лиц, ответственных за определенные его этапы, в том числе раздачу сувенирной продукции;
  • требование-накладная либо иной документ, подтверждающий факт передачи сувенирной продукции ответственному лицу  или списание ТМЦ со склада;
  • отчеты ответственных лиц об исполнении приказа (распоряжения) руководителя, на основании которых с них будут списаны выданные ТМЦ;
  • иные документы, подтверждающие факт несения расходов и их рекламный характер.

В случае, когда сувенирная продукция передается неограниченному кругу лиц (отсутствует признак персонифицированности), можно ограничиться указанием в отчетах только стоимости и количества переданных сувениров.

Также в целях подтверждения рекламного характера расходов на праздничные подарки для контрагентов, организацией может быть разработано, например, положение о рекламе, в котором будет предусмотрено вручение подарков клиентам к определенным датам для поддержания положительного имиджа и укрепления деловых отношений. В учетной политике для целей налогообложения организация может закрепить конкретный перечень расходов, относящихся к рекламным, порядок их документального подтверждения (перечень оформляемых документов), а также момент признания данных расходов (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).