При предоставлении сведений о бенефициарах согласие на обработку персональных данных не требуется

Eкaтeринa Чeрнявскaя

К тaкoму вывoду пришли экспeрты службы Прaвoвoгo кoнсaлтингa ГAРAНТ, oтмeтив, чтo при oсущeствлeнии гoсзaкупoк в сooтвeтствии с Фeдeрaльным зaкoнoм oт 5 aпрeля 2013 гoдa №   44-ФЗ «O кoнтрaктнoй систeмe в сфeрe зaкупoк товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик не вправе требовать от участника закупки сведений о его выгодоприобретателях.

Эксперты отмечают, что при проведении закупок согласно Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – закон о закупках отдельными видами юрлиц) также не предусмотрено подтверждение участником закупки отсутствия конфликта интересов. Но вместе с тем подтверждение отсутствия конфликта интересов, а также порядок подтверждения участниками закупки соответствия этому требованию могут быть предусмотрены утвержденным заказчиком положением о закупке и разработанной на его основе документацией о закупке. При этом представление персональных данных бенефициара – участника закупки (в том числе состоящих лишь из фамилии, имени и отчества) по общему правилу возможно лишь с согласия соответствующего субъекта (п.   1,   3   и   6 ст.   3,   п.   1 ч.   1 ст.   6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», далее – закон о персональных данных).

Исключениями же из этого правила являются сведения, подлежащие опубликованию или обязательному раскрытию (п.   11 ч.   1 ст.   6   Закона о персональных данных), к примеру:

  • сведения, содержащиеся в раскрываемых акционерными обществами списках их аффилированных лиц (п.   4 ст.   93   Федерального закона от 26 декабря 1995 года №   208-ФЗ «Об акционерных обществах», гл.   73 Положения Банка России от 30 декабря 2014 года №   454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»);
  • данные, содержащиеся в общедоступных государственных реестрах, в частности ЕГРЮЛ и ЕГРП (определение   КС РФ от 17 июля 2012 года №   1346-О).

Не являются исключением из этого правила и персональные данные иностранных физических лиц.

Кроме того, эксперты отмечают, что сведения о бенефициарах, формируемые юридическим лицом (ст. 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №   115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее – закон о противодействии отмывания доходов) по общему правилу не могут быть переданы заказчику в рамках закупки по   закону о закупках отдельными видами юрлиц без согласия субъекта персональных данных. Поясняется, что эта норма предусматривает предоставление персональных данных лишь по запросу уполномоченных государственных органов. Исключение составляют случаи, когда сведения о бенефициарах подлежат раскрытию в соответствии с законодательством (п.   6-7 ст.   6.1 закона о противодействии отмывания доходов).

В случаях, когда договор заключаетcя не в рамках процедуры госзакупок, просьба потенциального контрагента предоставить сведения о бенефициарах другой стороны не противоречит законодательству. А согласие субъекта персональных данных, подлежащих опубликованию, обязательному раскрытию или в силу законодательства содержащихся в общедоступных источниках, не требуется.